
Установление ветхозаветной Пасхи теснейшим образом связано с историей еврейского народа. Ее учреждению предшествовали казни, посылаемые Господом на нечестивых египтян. Когда прошло девять казней, а десятая не постигла египтян, тогда и была установлена Богом ветхозаветная Пасха.
Установление Пасхи начинается с повеления Божия об изменении летоисчисления: "Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года" (Исх. 12, 2). Речь идет о знаменательной перемене, произошедшей в исчислении времени. Обыкновенный гражданский год шел своим порядком, как вдруг Бог Своим повелением прервал его течение ради Своего народа, этим как бы давая понять, что народ вступает в новый этап жизни с Богом. Предыдущая история Израиля утрачивала свое значение, и ветхозаветная Пасха должна была стать первым шагом к новой жизни. С этого момента у евреев первым месяцем года будет считаться авив — месяц колосьев, который приходится на апрель-май. После плена, согласно вавилонской терминологии, он был назван "нисан".
Исход евреев из Египта положил начало новой жизни, возникла возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования.
Далее Господь через Моисея повелевает евреям, чтобы в 14-й лунный день этого весеннего месяца в каждой семье закололи ягненка и его кровью помазали входные двери своего дома: "...пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам... и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах..." (Исх. 12, 3, 7). Здесь же указываются требования к выбираемому ягненку: "Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз" (Исх. 12, 5). Мясо следовало приготовить на огне и вкушать в эту же ночь "с горькими травами" (см.: Исх. 11, 8). При этом Господь говорит евреям: "Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это Пасха Господня" (Исх. 12, 11).
Как видно из книги Исход, праздник Пасхи начинался вечером, точнее между двумя вечерами: первый — когда солнце начинало заходить, второй — когда наступала полная темнота. Пасха — по-еврейски "песах", что переводится как "прохождение". Кроме буквального смысла, у этого слова есть и скрытый — "пощади их". В древности кровь являлась символом искупления, очищения и примирения. Таким образом, веление Господа — это помилование еврейских первенцев, которых минует губитель, проходя мимо домов, двери которых намазаны кровью агнца.
Праздник Пасхи называется вечным установлением потому, что он должен был совершаться до конца Ветхого Завета, а также потому, что являлся прообразом новозаветной Пасхи, символом которой был ветхозаветный агнец.
В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения евреев, оставляющих Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее как на благодарственно-умилостивительное приношение. Заклание агнца и помазание кровью домов — выкуп за еврейских первенцев. Вкушение же пасхального агнца всеми членами семьи указывало на единение между собой и с Богом через жертвенную трапезу.
С Пасхой тесным образом связаны праздник опресноков и закон о посвящении первенцев (см.: Исх. 12, 15; 13, 2-4). Агнца следовало есть с опресноками — пресным, не вскисшим хлебом. Невсквашенный хлеб символизирует быстрое исшествие из Египта. Горькие травы — это горькая доля плена. Дается также указание: "не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне" (Исх. 12, 10).
Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано Самим Господом: "Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской" (Исх. 12, 17). Опресноки должны были напоминать следующим поколениям об этом, а в более частном смысле — о поспешности выхода. Квасное, как заключающее в себе начало разложения, обозначало нравственную порчу, а опресноки — чистоту. Отсюда — запрещение вкушать все квасное 7 дней праздника. Оно предуказывало требуемую чистоту веры в Истинного Бога и предостерегало от закваски языческой (египетской).
Точное исполнение закона о посвящении Богу первенцев пророк Моисей относит ко времени, когда евреи наследуют землю обетованную. Первенцы из нечистых животных должны были заменяться чистыми или же денежным выкупом, как за первенцев человеческих. В нравственно-религиозном отношении закон о первенцах указал на святость и чистоту, требуемую от избранного народа. Евреи, избавленные от рабства у язычников, должны были всецело посвятить себя Богу, выделить первенцев, которые имели тогда большие права и преимущества.
В законе о первенцах сокрыт духовно-таинственный образ Христа как перворожденного Слова. Как Первенец, Он был Пречистой Матерью посвящен Богу и избавил от смерти мир, совершил освящение всего человечества, став Первенцем из мертвых.
Ветхозаветная Пасха явилась прообразовательной, в ней была сокрыта Пасха новозаветная, и все действия и установления ее прообразовали события Пасхи Нового Завета. "Агнец, — говорит Кирилл Александрийский, — долженствовал быть предварительно избран и отделен от стада для жертвы: так и Христос от вечности предопределен ко страданию за род человеческий". Выражение "от вечности предопределен" переносит нас в глубину веков и показывает нам Бога, предначертывающего Свои планы искупления и любви, всецело основанные на искупительной силе непорочного и драгоценного Агнца.
Великие намерения любви Божией существовали до того, как был вызван к существованию мир, до появления сатаны и греха. Поэтому, как только Бог начинает говорить и действовать, Он всегда в соответствующем прообразе представляет нам Того, Кто должен был искупить род человеческий. И, исследуя богодухновенные Письмена, мы видим, что всякий обряд, всякая церемония, всякий обычай и всякое жертвоприношение заранее указывали на Агнца Божия, "Который берет на Себя грех мира" (см.: Ин. 1, 29, 36); особенно явственно указывает на Него праздник Пасхи. Пасхальный агнец представляет собой один из наиболее типичных и поучительных прообразов Писания.
Эта истина нам иносказательно представлена в том факте, что агнец сохранялся с десятого до четырнадцатого дня месяца. Агнец этот был, несомненно, прообразом Христа, на что особенно ясно указывается в следующем изречении: "Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1 Кор. 5, 7) — "зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас" (1 Пет. 1, 18–20).
Кости агнца не сокрушались потому, что: "...да сбудется Писание: "кость Его да не сокрушится" (Ин. 19, 36; Исх. 12, 10). Все требования, которые предъявлялись к выбору агнца, по указанию свв. отцов Церкви, ясно изображали Иисуса Христа. Совершенство агнца — это совершенство Христа не только по Божеству, но и по воспринятому естеству, "которое помазано Божеством". Непорочность агнца — это непорочность Христа, потому что Он врачует нас от греха и взял на Себя грехи наши, Сам же не подвергся ничему, требующему врачевания.
"Агнец берется единолетен, как Солнце Правды", — говорит св. Григорий Богослов. Время заклания совпало со временем распятия Христа. "Он (Моисей), — говорит св. Ириней, — знал и день страдания Его, и образно предсказал его под именем Пасхи. И в этот самый праздник Господь пострадал, совершая Пасху".
"В четырнадцатый день агнец пасхальный заклан во образ Господа, распятого на кресте", — замечает прп. Ефрем Сирин. Горькие травы знаменуют для христиан образ страданий, которые они должны переносить по любви к Тому, Кто ради нас пошел на смерть. В заклании пасхального агнца отцы Церкви видят соответствие с Великой Жертвой, а в кроплении кровью пасхального агнца — образ нашего искупления кровью Христа (Кирилл Александрийский).
Итак, агнец, хранимый с десятого до четырнадцатого дня, прообразно представляет нам Христа, предназначенного Богом от вечности, но явленного нам в последнее время, а одно собрание общества Израильского с одной жертвой прообразовало Новозаветную Церковь Христову вокруг одной Жертвы Божественной Евхаристии (см.: Исх. 12, 6). Как Израиль собрался вокруг Агнца, так Церковь Христова собирается вокруг Евхаристии, в которой пребывает Сам Христос.
"Вкушение пресных хлебов, — пишет св. Кирилл Александрийский, — указание на то, что соделавшиеся причастниками Христа должны питать душу свою незаквашенными, чистейшими пожеланиями, приучая себя к чуждой коварства и свободной от порочности жизни". Поэтому вкушать Святую Евхаристию можно только с чистой совестью и памятуя о крестных страданиях Христа Спасителя.
На Пасху ветхозаветную как прообраз Пасхи новозаветной указывает сама Святая Церковь, читая в Великую Субботу третью паремию из книги Исход (12, 1–11), в которой изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи (пасхального агнца). Читается эта паремия здесь потому, что Пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз Новозаветного Пасхального Агнца — Господа Иисуса Христа.
Из всего вышесказанного следует, что Пасха ветхозаветная явилась прообразом нашего спасения, и как в ней ангел прошел мимо домов, окропленных кровью агнца, так и мы избавляемся от вечной смерти, принимая искупительную Жертву Христа, Его Пречистую Кровь.
В празднике Пасхи ярко отразилось, прообразовалось единство истинной Церкви Христовой, единство "одного тела и одного духа" (см.: Еф. 4, 4). Бог сохраняет только истинную, правоверующую Церковь, которая пребудет "до скончания века" (см.: Мф. 28, 20).
Протоиерей Виталий Косовский, академик, доцент КДА, секретарь Киевской Митрополии.